Стефанофоры — символ обретенной свободы.


СТЕФАНОФОРЫ.

 

«Стефанофор» — увенчанный или коронованный

 (др.-греч. Στέφανος (стефанос) — «венок, венец, корона, диадема»).

В 188 г. до н.э., после окончания Сирийской войны (192—188 гг. до н.э.), между Римской Республикой и Антиохом III в гододе Апамее был заключен договор, по условиям которого, кроме всего прочего, селевкиды отказывались от своих малоазиатских территорий. В результате чего, десятки городов Малой Азии получили независимость. Это событие и положило начало появлению серии монет нового образца, которые называют «стефанофоры».

Впервые название «стефанофор» встречается в Дельфийских надписях, а речь идет об афинских тетрадрахмах «нового стиля».

Вес этих тетрадрахм колебался от 16,5 до 17,0 гр., что соответствовало новому аттическому весовому стандарту, а размер монетного кружка составлял 30 –35 мм. Важными признаками этих монет были изображение божества-покровителя города на аверсе и венок, обрамляющий композицию (чаще всего это было божество — «символ» города; надпись или монограмма – обозначение магистрата) на реверсе. Например, в Магнезии на аверсе монеты изображена Артемида, а на реверсе фигура Аполлона, который был, особенно почитаем, в этом городе.

Но самое главное, что притягивает внимание к этим монетам, это неповторимый и удивительно красивый художественный стиль, в котором они выполнены.

Для того чтобы более подробно разобраться в типах этих монетах, все стефанофоры следовало бы разделить на группы по неким характерным признакам. Таким как, вес, размер, дата выпуска, исполнение, территориальный признак и т.д. Но в ознакомительных целях (а авторы данной статьи преследуют именно такие цели) достаточно будет разделить все монеты на две группы: истинные стефанофоры и монеты подобные стефанофорам (точнее имеющие отклонения по некоторым признакам). Сразу хотим пояснить, мы намеренно не описываем здесь т.н. «царские стефанофоры» (поздние селевкидские, пергамские, понтийские выпуски конца II – начала I вв.), потому что к стефанофорам, как мы полагаем, они имеют достаточно поверхностное отношение.

 

I.          Монеты со всеми признаками стефанофора относятся к следующим городам:

 

Греция и регион Эгейского моря:

 

Стефанофор Athens Афины (Athens)

– Аттика, Афины 165-42 гг. до н.э. (31 мм., 16.92 гр.)тетрадрахма «Новый Стиль».

Аверс: Голова Афины в искусно украшенном аттическом шлеме.

Реверс: Сова стоит на амфоре, название магистрата (справа, в четыре строки), все композиция окружена венком. 


 

 

Стефанофор Chalkis

Халкида (Chalkis)

 – Эвбей, Халкида, 170 г. до н.э. (31 мм., 16,94 гр.)

Аверс: Покрытая вуалью голова Геры.

Реверс: Гера на квадриге, одной рукой держит скипетр, в руках вожжи. Композиция обрамлена дубовым венком.

На данный момент известно лишь пять экземпляров этой монеты, четыре из них находятся в музеях (Лондон, Нью-Йорке, Оксфорде и Париже), одна в частной коллекции.


 

 

Стефанофор Eretria

Эретрия (Eretria)

– Эвбей,Эретрия, 160 г. до н.э. (16,64 гр.)

Аверс: Бюст Артемиды, волосы связаны лентой сзади. За спиной лук и колчан.

Реверс: В изображен бык (может корова). Название магистрата ΕΠΙΤΕΛΗΣ. Вокруг лавровый венок.


 

 

 

Стефанофор Syros

Сирос (Syros).

– Киклады, Сирос, 150-145(138) гг. до н.э. (33 мм., 16,79 гр.)

Аверс: Голова Деметры, украшенная венком.

Реверс: В центре два божества (Кабейри) в плащах, на головах лавровые венки, опираются на посохи. Вокруг лавровый венок.

Прим.: Кабейри или Кабири. (Финик.) Божества в высшей степени почитавшиеся в Фивах, Лемносе, Фригии, Македонии, и особенно в Самофракии. Они были богами мистерий, и не один профан не имел права произносить их имен или говорить о них. Геродот делает из них богов Огня и указывает на Вулкана как на их отца. Кабири руководили Мистериями, и их настоящее количество никогда не было открыто, оккультное значение их очень священное.



 

 

Малая Азия:


Мизия и Троада (Mysia & Troas)

 

Стефанофор Kyzikos

Кизик (Kyzikos)

– Мизия, Кизик, 170-150 гг. до н.э. (17,04 гр.)

Аверс: Голова Коры, украшенная дубовым венком.

Реверс: В центре факел. Вокруг дубовый венок.


 

 

 

 

Стефанофор

Абидос (Abydos)

– Троада, Абидос, 175-75 гг. до н.э. (16,87 гр.)

Аверс: Бюст Артемиды, за спиной лук и колчан.

Реверс: В центре орел с расправленными крыльями, название магистрата. Справа фигура Кибелы на троне. Вокруг венок.


 

 

 

Стефанофор

Тенедос (Tenedos).

– Троада, Тенедос, после 180 г. до н.э. (16,76 гр.)

Аверс: Мужское и женское лица. Подобно Янусу, объединено мужское и женское.

Реверс: Двойной топор, рог изобилия, гроздь винограда. Вокруг лавровый венок.



 

Лесбос и Эолида (Lesbos and Aeolis)

 

 

Стефанофор

Митилены (Mytilene)

– Лесбоc, Митилены, 160 гг. до н.э. (16,74 гр.)

Аверс: Голова Зевса Аммона в лавровом венке направо.

Реверс: В центре Герма с головой бородатого Диониса. Вокруг венок из плюща.


 

 

 

Стефанофор

Мирина (Myrina)

– Эолида, Мирина, 155-145 гг. до н.э. (31 мм., 17,04 гр.)

Аверс: Голова Аполлона.

Реверс: Фигура Аполлона, в руках ветвь. Вокруг лавровый венок.


 

 

 

Стефанофор

Эги (Aigai)

– Эолида, Эги, 160(155)-150(145)  гг. до н.э. (32 мм., 16,72 гр.)

Аверс: Голова Аполлона. За спиной лук и колчан.

Реверс: Фигура Зевса, в вытянутой руке орел, в другой скипетр. Вокруг дубовый венок.


 

 

 

Стефанофор

Киме (Kyme)

– Эолида,  Киме, 165-140 гг. до н.э. (16,62 гр.)

Аверс: Голова амазонки Киме.

Реверс: В центре изображение коня, внизу название магистрата. Вокруг лавровый венок.


 

 

 

 

Иония и Кария (Ionia and Caria)

 

 

Стефанофор

Смирна (Smyrna)

– Иония, Смирна — тип 1, 155-145 гг. до н.э. (34 мм., 16.56 гр.)

Аверс: Голова богини Тихе в короне.

Реверс: ZMYP/NAIΩN. Монограмма магистрата.  Вокруг дубовый венок.


 

 

 

Стефанофор

– Иония, Смирна – тип 2, 165-140 гг. до н.э. (15,64 гр.)

Аверс: Голова богини Тихе в короне.

Реверс: В центре изображение льва с поднятой передней лапой, внизу название магистрата. Вокруг дубовый венок.


 

 

 

 

Стефанофор

Лебедос ( Lebedos)

– Иония, Лебедос, 160-150 гг. до н.э. (16,89 гр.)

Аверс: Голова Афины в шлеме.

Реверс: Сова стоит на булаве, между двумя рогами изобилия. Название магистрата.  Вокруг лавровый венок.


 

 

 

Стефанофор

Колофон (Kolophon)

– Иония, Колофон, 155-145 гг. до н.э. (34 мм., 16,31 гр.)

Аверс: Голова Аполлона.

Реверс: Фигура Аполлона, в одной руке ветвь, другой опирается на кифару. Вокруг лавровый венок./ ΚΟΛΟΦΩΝΙΩΝ

Чрезвычайно редкая монета. На данный момент известно всего четыре экземпляра, все находятся в частных коллекциях.

Очевидное сходство в стиле с монетами Мирины. Возможно, что и те и другие монеты чеканились на одном монетном дворе. Хотя сотрудничество такого рода между Колофоном и Мириной не описано не в одном источнике.

 

 

Стефанофор

Магнезия (Magnesia)

– Иония, Магнезия, 155-145 гг. до н.э. (31 мм., 16,81 гр.)

Аверс: Бюст Артемиды, за спиной лук и колчан.

Реверс: В центре фигура Аполлона. Обозначение магистрата. Вокруг лавровый венок.


 

 

Стефанофор

Гераклея (Herakleia)

– Иония, Гераклия, 150-142 гг. до н.э. (30 мм., 17,23 гр.)

Аверс: Голова Афины в искусно украшенном аттическом шлеме..

Реверс: В центре палица. Ниже обозначения магистрата.  Вокруг дубовый венок.


 

 

Стефанофор

Миндос (Myndos).

– Кария, Миндос, 160-150 гг. до н.э. (16,62 гр.)

Аверс: Голова Диониса.

Реверс: В центре пучок молний. Обозначение магистрата. Вокруг лавровый венок.


 

 

Стефанофор

Теос (Teos).

– Иония, Теос, 155-145 гг. до н.э. (16,87 гр.)

Аверс: Голова Диониса в венке из плюща.

Реверс: В центре изображен тирс. Вокруг венок из плюща./ ΤΩΝ ΠΕΡΙ ΤΩΝ ΔΙΟΝΥΣΟΝ ΤΕΧΝΙΤΩΝ

Тетрадрахма выпускалась Ассоциацией Художников Диониса.

Художники Диониса – гильдия актеров, музыкантов и художников, принимавших участие в фестивалях и конкурсах, которые были характерной особенностью греческого мира в классический и эллинистический периоды.

В III веке до н.э. были организованы три корпорации: в Афинах, на Пелопоннесе и в Малой Азии. Последняя, под названием «Ассоциация Дионисийских Художников в Ионии и Геллеспонте» основана в городе Теос в  207-206 гг. до н.э. Город предоставлял им освобождение от налогов, а так же определенные льготы на владение землей. Художники Диониса в течение непродолжительного периода ( с 155 по 145 гг. до н.э.) выпускали свою собственную монету, которая так же обладала всеми признаки стефанофора.

 

 

II.          Монеты, подобные стефанофорам (имеющие отклонения по некоторым признакам).

 

Монеты c уменьшенным весом:

 

Кидония (Kydonia)

– Крит, Кидония, кон. II в- нач. I в до н.э. (13,74гр.)

Аверс: Голова Артемиды, за спиной лук и колчан.

Реверс: Диктинна стоит прямо, в полный рост. У ног собака, в левой руке факел. Обозначение магистрата. Вокруг лавровый венок.

 

 

 

 

Гортина (Gortyna).

– Крит, Гортина (15,23 гр.)

Аверс: Голова Зевса (или Миноса) в диадеме налево.

Реверс: Афина стоит лицом налево, в полный рост. Обозначение магистрата. Вокруг лавровый венок.

 

 

 

Aрадос (Arados)

– Финикия, Арадос, 138 – 44 гг.до н.э. (26 мм, 15.23 гр.)

Аверс: Голова богини Тихе в короне.

Реверс: Ника движется влево, держит венок и пальмовую ветвь. Вокруг лавровый венок.

 

 

 

 

Лаодикея (Laodikeia)

– Сирия, Лаодикея, 49 – 48 гг.до н.э. (15.02 гр.)

Аверс: Голова богини Тихе в короне.

Реверс: Зевс сидит на троне, на вытянутой правой руке Ника, в левой скипетр. Вокруг лавровый венок.

 

 

 

Эги (Aigeai).

Киликия, Эги, 47-29 гг.до н.э.  (14,28 гр.)

Аверс: Голова богини Тихе в короне направо.

Реверс: Афина стоит лицом налево. Вокруг лавровый венок.


  

 

Монеты без венка на реверсе:

 

Мизия (Mysia):

 

 

Лампсакос (Lampsakos)

Лампсакос, 200– 150 гг.до н.э. (16,73 гр.)

Аверс: Голова Приапа в венке из плюща направо.

Реверс: Аполлон стоит лицом направо в левой руке кифара, правая опущена вниз.

 

 

 

Парион (Parion).

Парион, 165– 143 гг.до н.э. (16,95 гр.)

Аверс: Голова Аполлона в лавровом венке направо.

Реверс: Аполлон, идущий вправо, в правой руке лавровая ветвь, в левой лук.

 

 

 

Кос (Kos)

–Кос (16,53гр.)

Аверс: Голова Аполлона в лавровом венке направо.

Реверс: Зевс стоит лицом направо.

 

 

Троада (Troas):

 

 

Александрия Троадская (Alexandreia Troas)

–  Александрия, 188– 133 гг.до н.э. (16,63 гр.)

Аверс: Голова Аполлона в лавровом венке направо.

Реверс: Аполлон стоит лицом направо, за спиной колчан, в руках лук и стрелы.

 

 

 

Илион (Ilion).

–  Илион, 188– 133 гг.до н.э. (17,03 гр.)

Аверс: Голова Афины в шлеме направо.

Реверс: Афина стоит лицом направо. У ног сова и крылатый кадуцей.

 

Кария (Caria):

 

 

Алабанда (Alabanda)

–   Алабанда, 167(166) г.до н.э. (16,90 гр.)

Аверс: Голова Аполлона в лавровом венке направо.

Реверс: Пегас, скачущий вправо.

 

 

 

Немного истории.

В 197 году до н.э. в Фессалии на холмах, носивших название «Киноскефалы» («Собачьи головы»), произошла последняя битва Второй Македонской войны, в которой римляне под командованием Тита Квинкция Фламинина одерживают победу над армией Филиппа V. Филипп же с остатками своего войска отступает в Македонию, и далее, чтобы хоть как-то спасти свое положение отправляет послов к Фламинину для проведения переговоров. Итогом этих переговоров стало подписание мирного договора.

Первая же часть договора провозглашала свободу греков: «Вообще всем эллинам, как азиатским, так и европейским, быть свободными и пользоваться собственными законами» (Полибий, XVIII, 44.). И летом 196 г. до н.э. на истмийских играх принародно было объявлено следующее: «Римский сенат и полководец с консульской властью Тит Квинкций, победивши в войне Филиппа и македонян, даруют свободу коринфянам, фокидянам, локрам, эвбейцам, ахеянам фтиотским, магнетам, фессалийцам, перребам, предоставляя им не содержать у себя гарнизонов, не платить дани и жить по отеческим законам» (Полибий, XVIII, 44.).

«Когда рукоплескания стихли, уже никто не обращал решительно никакого внимания на борцов. Все как бы в состоянии экстаза говорили, не умолкая, или друг с другом, или сами с собою, а по окончании игр в избытке радости и признательности едва не задавили Тита» (Полибий, XVIII, 46).

После, а возможно, и в честь этого события в Афинах начинают чеканить монету нового образца, совершенно не похожую на Классические афинские тетрадрахмы ни по стилю, ни по строению, ни по исполнению.

Тем не менее, существуют различные теории о появлении стефанофоров. Далее мы предложим некоторые из них.

C. Boehringer связывает  выпуск стефанофоров с появлением нового международного центра торговли на Эгейском море. В 166 г. до н.э. ранее независимый о. Делос был передан римлянами под власть Афин. По приказу римского сената делосцы покинули остров, на котором теперь поселились афинские клерухи. Управлял островом, обычно, представитель одной из самых богатых афинских семей. В этом же году Делос получил статус «свободного порта». Удобное расположение на пути морских торговцев из Греции и Италии в Азию обеспечили ему быстрое развитие и процветание. «Хотя Делос стал, таким образом, знаменит, однако с разрушением Коринфа его слава возросла еще больше. Ибо купцы, ведущие заморскую торговлю, направлялись на Делос, так как их привлекала туда свобода от налогов и повинностей, которой пользовалось святилище, и удобство гавани. В самом деле, остров удачно расположен для тех, кто плывет из Италии и Греции в Азию. Всенародное празднество—это что-то вроде торгового дела, и римляне посещали его более других народов, даже когда Коринф еще существовал. И афиняне, захватив остров, стали проявлять большую заботу и о купцах и о религиозных обрядах»( Страбон ). Для успешной торговли близлежащие города-государства Малой Азии и Эгеиды  в своих монетных выпусках начинают ориентироваться на афинский монетный стандарт.

Jones высказывает такое предположение: введение в Малой Азии новых тетрадрахм (с венком и без венка), изначально вызвано реакцией на появление пергамских кистофоров (Греч. kistophoros, лат. cistophorus — снабженные корзиной; на аверсе изображен венок, внутри которого помещен ларец  со змеей). Кистофоры не соответствовали аттическому весовому стандарту. Но самый важный момент, царские кистофоры не несли на себе изображение царя, тогда как свободные города Азии использовали старые терадрахмы царей Александра и Лисимаха. Возможно, в этих условиях они были спровоцированы на выпуск новых типов монет, которые были отчеканены по новому аттическому стандарту.

Morkholm пришел к выводу, что стефанофоры, не что иное, как дань «моде». Когда политическая система власти, после третьей Македонской  и Сирийских войн, была изменена число свободных и независимых городов значительно увеличилось. В то время как многие свободные города продолжали использовать посмертные тетрадрахмы Александра и Лисимаха, которые в III в. до н.э. составляли основу международной монетной систем, некоторые же греческие города начали чеканить свои собственные (с венками и без них). И прообразом новых монет послужили тетрадрахмы последних Македонских царей (первые тетрадрахмы с изображением венка появились в выпусках Филлипа V). С северной Греции, «мода» распространилась на Халкиду, Эретрию и Афины, а затем на восток.

Другая теория, выдвинутая Giovannini, заключалась в том, что монеты с изображением венка выпускались по требованию Рима, как указание на введение нового римского порядка на территории Греции.  Они выполняли политическую миссию, и должны были продемонстрировать лояльность греков к своим римским хозяевам.

Как бы то ни было, можно опираться и на политические и на экономические аспекты появления стефанофоров или использования изображения венка на них. Что же было в действительности остается пока только предполагать.

 

Литература:

  • За основу взята работа Robert M. Harlick «What are STEPHANOPHORI?»
  • British Museum Catalogs (Various), Forni, Italy
  • Jenkins, G.K., Ancient Greek Coins, 1972 London
  • Jones, Nicholas F., The Autonomous Wreathed Tetradrachms of Magnesia on Maeander, 1979 24
  • Morkholm, Otto, Chronology and Meaning of the 2nd Century B.C., 1980 Vol IX Numismatica E Antichita
  • Oakley, John N., The Autonomous Wreathed Tetradrachms of Kyme, Aeolis, 1982 27 ANSMN 1
  • Sachs, Kenneth S., The Wreathed Coins of Aeolian Myrina, 1985 30 ANSMN 1
  • Sear, David, Greek Coins and Their Values, 1979 Vol 2